Правительством Ленинградской области ведется работа по формированию промышленного судостроительного кластера.
В целях создания условий для эффективного взаимодействия участников кластера на территории Ленинградской области создана ассоциация «Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли», осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.
28,2 | млрд рублей | объем отгруженной продукции отрасли за 2019 год |
222,4 | млн рублей | объем инвестиций за 2019 год |
>5,5 | тысяч человек общая численность работников отрасли |
В число потенциальных участников кластера входят судостроительные и судоремонтные верфи, а также производители судового комплектующего оборудования.
Предприятия-участники кластера обладают уникальным научно-техническим и производственным потенциалом, позволяющим осуществлять выпуск широкого спектра перспективной и наукоемкой продукции.
Ключевые направления научно-технического и производственного развития
- повышение конкурентоспособности и экономического потенциала участников кластера
- создание условий широкого доступа к инновациям, новым технологиям и техническим решениям, обеспечение трансфера технологий посредством кооперации участников кластера
- создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров в судостроительную отрасль и смежные сектора, а также развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических, управленческих кадров и производственного персонала
- модернизация и комплексное развитие инфраструктуры кластера
- создание возможностей для запуска совместных инвестиционных проектов, в том числе упрощение доступа участников кластера к финансовым (кредитным) ресурсам и мерам государственной поддержки
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства в кластере
- внешнеэкономическая интеграция и рост конкурентоспособности участников кластера, основанные, в том числе на поддержке проектов кластера на отечественных и зарубежных рынках
Конкурентные преимущества
Наличие сильных промышленных судостроительных и судоремонтных предприятий — потенциальных партнеров
Наличие мер государственной поддержки в регионе
Наличие выстроенной системы подготовки высокопрофессиональных кадров для судостроительной отрасли и смежных секторов
Наличие развитой транспортной инфраструктуры с высоким запасом по пропускной способности (морские порты, автострады, воздушные и железнодорожные пути) и удобным доступом к ключевым рынкам
Стратегические документы
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 304
- Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденная приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 № 354
- Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 2205-р
- Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденная законом Ленинградской области от 08.08.2016 № 76-ОЗ
Меры государственной поддержки участников инвестиционной деятельности, в том числе компаний кластера
Государственная поддержка на региональном уровне:
- снижение ставки налога на прибыль организаций с 18% до 13,5%
- понижение ставки налога на имущество организаций с 2,2% до 0% (закон Ленинградской области от 29.12.2012 № 113-ОЗ – для предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории Ленинградской области)
- снижение налоговой ставки на прибыль организаций в рамках СПИК (17% до 5%) и понижение ставки налога на имущество организаций (с 2,2% до 0%) (закон Ленинградской области от 29.12.2017 № 93-оз «Об отдельных мерах стимулирования в сфере промышленности Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области»)
Государственная поддержка на федеральном уровне:
- субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств и текущую деятельность (постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 № 214)
- компенсация части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации организациями комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312)
- представление займов по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн руб. (Программа «Проекты развития» Фонда развития промышленности)
- компенсация части затрат на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218)
Проекты
Участниками кластера реализуются проекты:
- по модернизации производственных мощностей (ОАО «Пелла»)
- по автоматизации производства (ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод»)
- по техническому перевооружению и модернизации производства судового оборудования (АО «ГЕСЕР»)
- по модернизации и техническому перевооружению (ОАО «Выборгский судостроительный завод»)