Стратегия социально-экономического развития 2030


Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года утверждена областным законом № 76-оз от 8 августа 2016 года (с изменениями, утвержденными областным законом № 100-оз от 19 декабря 2019 года). 

В перспективе до 2030 года будут развиваться глобальные тренды, связанные с последствиями демографического перехода и увеличением ожидаемой продолжительности здоровой жизни, нарастанием процессов урбанизации, появлением «умных городов», ростом международной миграции, усилением социального неравенства, изменением общественных и индивидуальных ценностей и образа жизни, распространением социальных инноваций, цифровизацией всех сфер деятельности, трансформацией системы образования. 

Стратегическая цель Ленинградской области – повышение уровня и качества жизни населения на основе реализации выбранных приоритетов.

Отчеты по приоритетным направлениям Стратегии 2030 находятся в I и III разделах ежегодных отчетах о результатах деятельности Правительства Ленинградской области.


Инвестиционная стратегия

В регионе создана комплексная система по работе с инвесторами: для сопровождения инвестиционных проектов в режиме «единого окна» работает Агентство экономического развития Ленинградской области, сформирована информационная база земельных участков и объектов инфраструктуры (ИРИС), функционируют «МФЦ для бизнеса».

В Ленинградской области доступно 19 индустриальных парков, городу Пикалёво присвоен статус территории опережающего развития. Планируется создание особой экономической зоны портового типа в Приморске Выборгского района. Для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности перед Ленинградской областью стоит ряд вызовов.

  • пространственная поляризация инвестиций: 2/3 инвестиционных вложений сосредоточены в четырех муниципальных образованиях Ленинградской области
  • отраслевая поляризация инвестиций: за последние три года почти 70% инвестиций обеспечено вложениями в транспорт и логистику, обрабатывающие производства, энергетику; вложения в постиндустриальные сектора (включая бюджетные инвестиции) не превышали 20%
  • рост конкуренции за инвестора между регионами РФ: снижение налоговой нагрузки на инвестора, смягчение регуляторной политики и устранение административных барьеров, внедрение новых подходов к привлечению инвесторов (Ленинградской области за три года поднялась на 25 позиций в рейтинге инвестиционного климата АСИ, однако 100% субъектов РФ также увеличили количество баллов по данному рейтингу).

Основные действия (задачи) по формированию инвестиционного климата Ленинградской области будут сосредоточены на снижении административных барьеров для бизнеса, стимулировании развития постиндустриального сектора экономики, обновлении и фокусировке мер поддержки инвесторов.

Набор решений:

  • на 50% сократить сроки действий органов власти для реализации инвестиционных проектов через оцифровку процедур формирования градостроительной документации (генерального плана поселения, градостроительного плана земельного участка и др.), внедрить «пакетные» решения по формированию градостроительной документации для нужд инвестора
  • снизить сроки согласований и выдачи разрешений на муниципальном уровне; провести оптимизацию внутренних процессов органов исполнительной власти Ленинградской области
  • последовательно снизить риски, сроки и накладные расходы инвесторов при подключении к инфраструктуре; внедрить механизмы возвратного налогового финансирования
  • пересмотреть систему мер поддержки для точечного стимулирования инвестиций, в том числе внедрить механизмы инвестиционного налогового вычета, специального инвестиционного контракта, обеспечить реализацию областного закона о региональных инвестиционных проектах
  • заключить соглашения с ключевыми инвесторами и разработать дорожные карты по развитию городской среды на территориях присутствия таких инвесторов с совместными обязательствами органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнеса
  • вовлечь в процессы поиска и сопровождения инвесторов органы местного самоуправления, повысить заинтересованность глав администраций муниципальных образований в привлечении инвестиций
  • внедрить меры поддержки для инвесторов, реализующих проекты строительства коммерческой недвижимости (общественно-деловая, торгово-развлекательная, рекреационная, образовательные и медицинские кластеры, гибридные форматы) в агломерационной зоне и крупных населенных пунктах Ленинградской области, в том числе тестирование механизмов возвратного налогового финансирования, субсидирование, административная поддержка
  • расширить портфель проектов государственно-частного партнерства в первую очередь в отношении водопроводно-канализационного хозяйства, спортивной и общественно-деловой инфраструктуры, строительства МФЦ на базе транспортно-пересадочных узлов

Механизмы реализации

Сформированная за последние пять лет система МФЦ значительно поменяла формат взаимодействия граждан и органов власти. Требования стали значительно жестче: граждане и предпринимательское сообщество хотят получать услуги моментально и в цифровой среде, полностью отказавшись от личного посещения органов власти или МФЦ, лично влиять на принятие решений, в том числе в бюджетной сфере, минимизировать человеческий фактор при принятии простых решений в государственном секторе. Главный запрос – государство должно не оказывать услуги или выдавать справки, а помогать в решении различных жизненных ситуаций.

Основные действия (задачи) будут направлены на повышение прозрачности, сокращение сроков и трудозатрат на внутренние процессы государственного управления; переход к оказанию услуг по жизненным ситуациям в проактивном режиме (что положено гражданину по закону, получается им автоматически).

Набор решений:

  • внедрить к 2022 году не менее 10 суперсервисов по основным жизненным ситуациям: рождение ребенка, утрата близкого человека, получение социальной помощи, получение земли под строительство, создание объекта капитального строительства, получение разрешений для предпринимательской деятельности и др.
  • организовать предоставление услуг в МФЦ по принципу экстерриториальности в проактивном режиме: граждане и бизнес должны иметь возможность получать государственные и муниципальные услуги вне зависимости от их места нахождения
  • провести к 2021 году перестройку 80 ключевых внутренних процессов государственного управления (включая автоматизацию таких процессов): от предоставления мер поддержки до внутреннего документооборота и издания нормативных правовых актов. Это позволит сократить время и трудозатраты на выполнение государственных функций вплоть до режима «онлайн»
  • внедрить в систему принятия решений технологии «больших данных», которыми в режиме реального времени обладают государственные информационные системы, мобильные операторы, IT-компании; например, при принятии решения о строительстве поликлиники будет анализироваться реальное количество проживающих на территории граждан и их концентрация.

Цифровизация государственного управления должна касаться тех областей деятельности, где будет получен наивысший эффект для достижения целей социально-экономического развития Ленинградской области. Начиная с реализации небольших и компактных пилотных проектов в 2019 – 2020 годах, охват системных проектов будет итерационно расширяться с постоянным учетом развития технологий и изменений в информационных потребностях.

Основные действия (задачи) будут направлены на создание цифровых платформ и эталонных информационных ресурсов, позволяющих на их основе выстраивать работу отраслевых информационных систем, создавать суперсервисы, оказывать услуги гражданам и предпринимательскому сообществу, принимать решения на основе онлайн-данных.

Набор решений:

  • создать Региональную систему управления данными, включая цифровые профили гражданина и компании: единую информационную среду с унифицированными шинами передачи данных, хранилищем данных и интерфейсами доступа (система должна интегрировать и унифицировать использование актуальных данных из существующих и перспективных государственных и муниципальных информационных систем, реестров, баз данных, неструктурированных открытых источников, обеспечить открытость данных для разработки сервисов на их основе), в том числе:

1. внедрить ситуационные центры – набор индивидуально и ситуационно адаптируемых цифровых инструментов для руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, позволяющий принимать качественные оперативные, тактические и стратегические решения на основе данных

2. создать единую цифровую платформу предоставления государственных и муниципальных услуг (платформа «ГосУслуги»): объединить информационные системы, используемые в межведомственном взаимодействии и многофункциональным центром «Мои документы», портал государственных услуг Ленинградской области и создать на базе этой платформы цифровой профиль гражданина

3. создать цифровую картографическую основу территории Ленинградской области с высоким пространственным разрешением для земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, особо охраняемых территорий, объектов водного фонда и запаса с интеграцией полученных базовых пространственных данных в ГИС ФПД

  • создать Цифровой комплекс инвестиционно-строительной сферы (ИСОГД) – комплекс взаимосвязанных информационных систем и источников данных в сфере территориального планирования, градостроительства, предоставления услуг инвесторам и застройщикам, мониторинга и контрольнонадзорной деятельности в строительной сфере, поддержки BIM-технологий и технологий дистанционного мониторинга землепользования, эффективного использования земельно-имущественного комплекса, включая земли сельскохозяйственного назначения
  • обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, в том числе для цифровой экономики, путем формирования цифровых паспортов компетенций жителей региона, создания центра профессиональных компетенций и эффективного распределения трудовых ресурсов
  • создать единый цифровой контур в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – развитие защищенной сети передачи данных, оснащение автоматизированными рабочими местами работников медицинских организаций, развитие медицинских информационных систем и централизованной подсистемы в сфере здравоохранения в соответствии с требованиями Минздрава России, реализация электронных рецептов и «телемедицинских консультаций»
  • создать базовую инфраструктуру по сбору, анализу, распределению и визуализации данных систем обеспечения общественной безопасности и комфортной среды проживания граждан в целях повышения уровня раскрываемости правонарушений и снижения времени реакции на происшествие. На базе ГКУ ЛО «Региональный мониторинговый центр»: консолидировать системы видеонаблюдения Ленинградской области, создать систему аналитики видеопотоков с возможностью работы с онлайн и архивными видеопотоками, создать систему мониторинга комплексных систем обеспечения безопасности на базе Системы-112, интегрировать систему общественной безопасности с соответствующими информационными системами оперативных служб (МВД, ФСБ, МЧС и т.д.) и сопредельных субъектов РФ, интегрировать в систему мониторинга датчики контроля за окружающей средой, ЖКХ, состоянием дорог.

Целевые показатели реализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года:

  • 2016-2018
  • 2019-2024
  • 2025-2030

Численность населения
(на конец периода),
тыс. человек (справочно)

1 847,9
1 941,8
2 082,4

Экономический рост
(среднегодовой),
процентов

2,1
3,3
3,4

Объем инвестиций
в основной капитал
(на конец периода),
млрд рублей

466,9
565,0
682,7

Налоговые и неналоговые
доходы (в среднем
за период), млрд рублей

137,1
176,4
218,5

Доля несырьевого
неэнергетического экспорта
в общем объеме экспорта
(на конец периода), процентов

40
50
60

Индекс производства
продукции агропро-
мышленного комплекса
(среднегодовой), процентов

102,0
102,0
102,0

Численность занятых в сфере
МСП, включая индивидуальных
предпринимателей (на конец
периода), тыс. человек

196,0
234,0
270,0

Реальная среднемесячная
заработная плата
(среднегодовой темп роста),
процентов

103,8
102,5
102,9

Ожидаемая
продолжительность жизни
при рождении (на конец
периода), количество лет

72,6
73,8
75

Рейтинг по качеству жизни (на конец периода), место

11

9

7

Сокращение уровня бедности в 2 раза