Стратегия социально-экономического развития 2036


Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2036 года утверждена областным законом № 70-оз от 23 июня 2025 года

За 2019–2023 годы Ленинградская область демонстрировала стабильное развитие, однако пандемия COVID-19 и геополитические события повлияли на её экономику. Положительные моменты включают:

  • Рост объёмов промышленного производства и инвестиций.
  • Повышение уровня жизни населения.
  • Снижение уровня бедности.
  • Однако сохраняются серьёзные вызовы, связанные с санкциями, дефицитом кадров и инфраструктурными проблемами.
  • Направления и приоритеты развития

    1. Демография: стимулирование рождаемости, снижение смертности, повышение продолжительности жизни.

    2. Технологическое усложнение экономики: создание условий для удлинения технологических цепочек и развитие обрабатывающих производств.

    3. Продовольственная устойчивость: наращивание производства продуктов питания и импортозамещение.

    4. Транспортный комплекс: повышение качества транспортного обслуживания и снижение времени в пути.

    5. Туризм: увеличение доли туристской отрасли в ВРП и качественное развитие туристской инфраструктуры.

    6. Комфортные поселения: повышение уровня благоустройства и инфраструктурной обеспеченности населённых пунктов.
    Документы

    Инвестиционная стратегия

    В регионе создана комплексная система по работе с инвесторами: для сопровождения инвестиционных проектов в режиме «единого окна» работает Агентство экономического развития Ленинградской области, сформирована информационная база земельных участков и объектов инфраструктуры (ИРИС), функционируют «МФЦ для бизнеса».

    В Ленинградской области доступно 19 индустриальных парков, городу Пикалёво присвоен статус территории опережающего развития . Планируется создание особой экономической зоны портового типа в Приморске Выборгского района. Для дальнейшей активизации инвестиционной деятельности перед Ленинградской областью стоит ряд вызовов.

    • пространственная поляризация инвестиций: 2/3 инвестиционных вложений сосредоточены в четырех муниципальных образованиях Ленинградской области
    • отраслевая поляризация инвестиций: за последние три года почти 70% инвестиций обеспечено вложениями в транспорт и логистику, обрабатывающие производства, энергетику; вложения в постиндустриальные сектора (включая бюджетные инвестиции) не превышали 20%
    • рост конкуренции за инвестора между регионами РФ: снижение налоговой нагрузки на инвестора, смягчение регуляторной политики и устранение административных барьеров, внедрение новых подходов к привлечению инвесторов (Ленинградской области за три года поднялась на 25 позиций в рейтинге инвестиционного климата АСИ, однако 100% субъектов РФ также увеличили количество баллов по данному рейтингу).

    Основные действия (задачи) по формированию инвестиционного климата Ленинградской области будут сосредоточены на снижении административных барьеров для бизнеса, стимулировании развития постиндустриального сектора экономики, обновлении и фокусировке мер поддержки инвесторов.


    Механизмы реализации

    Сформированная за последние пять лет система МФЦ значительно поменяла формат взаимодействия граждан и органов власти. Требования стали значительно жестче: граждане и предпринимательское сообщество хотят получать услуги моментально и в цифровой среде, полностью отказавшись от личного посещения органов власти или МФЦ, лично влиять на принятие решений, в том числе в бюджетной сфере, минимизировать человеческий фактор при принятии простых решений в государственном секторе. Главный запрос – государство должно не оказывать услуги или выдавать справки, а помогать в решении различных жизненных ситуаций.

    Основные действия (задачи) будут направлены на повышение прозрачности, сокращение сроков и трудозатрат на внутренние процессы государственного управления; переход к оказанию услуг по жизненным ситуациям в проактивном режиме (что положено гражданину по закону, получается им автоматически).

    Набор решений:

    • внедрить к 2022 году не менее 10 суперсервисов по основным жизненным ситуациям: рождение ребенка, утрата близкого человека, получение социальной помощи, получение земли под строительство, создание объекта капитального строительства, получение разрешений для предпринимательской деятельности и др.
    • организовать предоставление услуг в МФЦ по принципу экстерриториальности в проактивном режиме: граждане и бизнес должны иметь возможность получать государственные и муниципальные услуги вне зависимости от их места нахождения
    • провести к 2021 году перестройку 80 ключевых внутренних процессов государственного управления (включая автоматизацию таких процессов): от предоставления мер поддержки до внутреннего документооборота и издания нормативных правовых актов. Это позволит сократить время и трудозатраты на выполнение государственных функций вплоть до режима «онлайн»
    • внедрить в систему принятия решений технологии «больших данных», которыми в режиме реального времени обладают государственные информационные системы, мобильные операторы, IT-компании; например, при принятии решения о строительстве поликлиники будет анализироваться реальное количество проживающих на территории граждан и их концентрация.

    Цифровизация государственного управления должна касаться тех областей деятельности, где будет получен наивысший эффект для достижения целей социально-экономического развития Ленинградской области. Начиная с реализации небольших и компактных пилотных проектов в 2019 – 2020 годах, охват системных проектов будет итерационно расширяться с постоянным учетом развития технологий и изменений в информационных потребностях.

    Основные действия (задачи) будут направлены на создание цифровых платформ и эталонных информационных ресурсов, позволяющих на их основе выстраивать работу отраслевых информационных систем, создавать суперсервисы, оказывать услуги гражданам и предпринимательскому сообществу, принимать решения на основе онлайн-данных.

    Набор решений:

    • создать Региональную систему управления данными, включая цифровые профили гражданина и компании: единую информационную среду с унифицированными шинами передачи данных, хранилищем данных и интерфейсами доступа (система должна интегрировать и унифицировать использование актуальных данных из существующих и перспективных государственных и муниципальных информационных систем, реестров, баз данных, неструктурированных открытых источников, обеспечить открытость данных для разработки сервисов на их основе), в том числе:

    1. внедрить ситуационные центры – набор индивидуально и ситуационно адаптируемых цифровых инструментов для руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, позволяющий принимать качественные оперативные, тактические и стратегические решения на основе данных

    2. создать единую цифровую платформу предоставления государственных и муниципальных услуг (платформа «ГосУслуги»): объединить информационные системы, используемые в межведомственном взаимодействии и многофункциональным центром «Мои документы», портал государственных услуг Ленинградской области и создать на базе этой платформы цифровой профиль гражданина

    3. создать цифровую картографическую основу территории Ленинградской области с высоким пространственным разрешением для земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, особо охраняемых территорий, объектов водного фонда и запаса с интеграцией полученных базовых пространственных данных в ГИС ФПД

    • создать Цифровой комплекс инвестиционно-строительной сферы (ИСОГД) – комплекс взаимосвязанных информационных систем и источников данных в сфере территориального планирования, градостроительства, предоставления услуг инвесторам и застройщикам, мониторинга и контрольнонадзорной деятельности в строительной сфере, поддержки BIM-технологий и технологий дистанционного мониторинга землепользования, эффективного использования земельно-имущественного комплекса, включая земли сельскохозяйственного назначения
    • обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, в том числе для цифровой экономики, путем формирования цифровых паспортов компетенций жителей региона, создания центра профессиональных компетенций и эффективного распределения трудовых ресурсов
    • создать единый цифровой контур в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – развитие защищенной сети передачи данных, оснащение автоматизированными рабочими местами работников медицинских организаций, развитие медицинских информационных систем и централизованной подсистемы в сфере здравоохранения в соответствии с требованиями Минздрава России, реализация электронных рецептов и «телемедицинских консультаций»
    • создать базовую инфраструктуру по сбору, анализу, распределению и визуализации данных систем обеспечения общественной безопасности и комфортной среды проживания граждан в целях повышения уровня раскрываемости правонарушений и снижения времени реакции на происшествие. На базе ГКУ ЛО «Региональный мониторинговый центр»: консолидировать системы видеонаблюдения Ленинградской области, создать систему аналитики видеопотоков с возможностью работы с онлайн и архивными видеопотоками, создать систему мониторинга комплексных систем обеспечения безопасности на базе Системы-112, интегрировать систему общественной безопасности с соответствующими информационными системами оперативных служб (МВД, ФСБ, МЧС и т.д.) и сопредельных субъектов РФ, интегрировать в систему мониторинга датчики контроля за окружающей средой, ЖКХ, состоянием дорог.

    Целевые показатели реализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2036 года:

    • 2025-2027
    • 2028-2030
    • 2031-2036

    Численность населения
    (на конец периода),
    тыс. человек (справочно)

    2 072,1
    2 106,4
    2 175,4

    Темпы роста ВРП
    (среднегодовой),
    процентов

    2,7
    2,6
    2,9

    Рейтинг по качеству жизни
    (на конец периода),место

    6
    6
    5

    Налоговые и неналоговые
    доходы (в среднем
    за период), млрд рублей

    285,1
    310,1
    414,4

    Доля субъектов
    МСП, превысивших предельные
    значения для определения категорий
    субъектов МСП (микро-, малые, средние), %

    0,65
    0,8
    1,1

    Индекс производства
    продукции агропро-
    мышленного комплекса
    (среднегодовой), процентов

    101,2
    102,1
    100,5

    Реальная среднемесячная
    заработная плата
    (среднегодовой темп роста),
    процентов

    103
    102,9
    102,9

    Ожидаемая
    продолжительность жизни
    при рождении (на конец
    периода), количество лет

    76,9
    78,56
    81,0